Бизнес или искусство: почему в Украине закрываются культовые кинотеатры?
Кинопрокат

Бизнес или искусство: почему в Украине закрываются культовые кинотеатры?

10 октября 2018 | 10:40

В начале месяца в столице закрылись сразу два знаковых кинотеатра «Украина» и «Кинопанорама». Означает ли это кризис кинопроката в Украине, и стоит ли нам ожидать дальнейших закрытий кинотеатров, а также как это отразится на украинском кино, за последние годы встает на ноги, разбирался Realist.

Прощальный шоковый аншлаг

Сначала объявил о своей кончине кинотеатр «Украина», вслед за ним «Кинопанорама» — старейший экран Киева. Не только старейший, но и культовый. Тут ценили артхаус, но более всего — украинское кино. Все это внезапно закончилось. Причина банальна — не рентабельно.

«В условиях усиления конкуренции на рынке кинопроката, эксплуатация кинотеатра признана нецелесообразной. Группа ISTIL, которая в течение нескольких лет субсидировала кинопрокат в „Кинопанораме“, приняла решение о прекращении работы кинотеатра», — говорится в заявлении компании «Истил», которой и принадлежал кинотеатр.

Городские власти продали «Кинопанораму» еще в 2010 году. Здание купил бизнесмен пакистанского происхождения Моххамад Захур - занимается добычей угля, гостиничным бизнесом и ретейлом. Казалось бы, закрывает — имеет право. Но для киевлян такая новость шокировала. На прощальный показ пришли тысячи зрителей. Такого аншлага не ожидали и сами сотрудники кинотеатра. Ведь им не редко приходилось отменять сеансы по причине пустых залов. На этот раз пришло больше, чем мог вместить зал кинотеатра. Даже когда билеты в кассе закончились, люди не уходили. Было решено, пускать — всех.

«Очередь стояла от входа и до самой синагоги, и дальше. Так трогательно! Все места в зале заполнились очень быстро, а потом те, кому не хватило мест, все стали рассаживаться на полу», — опубликовала пост в Facebook Ирина Гринюк.

Прощание, вроде бы, состоялось, но социальные сети все еще обсуждают потерю киевлянами культового кинотеатра. «Мародеры с мешками денег, скупают культурные ценности страны. Они лишают нас, украинцев, идентичности. Той самой исторической памяти, которая нам так нравится в Старой Европе — Италии, Франции, Испании и т. д., и которой так не хватает нам», — отреагировал на новость Sergiy Klimov.

«Сколько киноплощадок в Украине? Критически мало. Если мы возрождаем кино, то зачем закрывать кинотеатры? Это же абсурд. Убивать Кинопанораму — преступление!» — пишет кинопродюссер Ирина Вратарева, учредитель Brama.film.

Второе дыхание

В стране существуют частные и коммунальные кинотеатры. Принято считать, что в зоне риска находятся последние. В столице все еще работают 13 коммунальных кинотеатров, среди них такие знаменитые как «Жовтень» и «Киев». До последнего времени им действительно приходилось тяжело: прокатчики не давали «первый экран», от чего зависят кассовые сборы от проката картины.

«Есть такое понятие как премьерный показ, когда фильм „заходит“ в Украину. Это и есть „первый экран“. Интерес к фильму длиться в среднем две недели, за это время и собирается „основная касса“. То есть те, у кого „первый экран“ находится в выигрышном положении, — объясняет ситуацию Realist'у исполнительный директор Союза кинотеатров Украины Виктория Зюнкина. - В то же время надо понимать, что „первый экран“ дают только серьезным площадкам с современной техникой».

Долгое время прокатчики не воспринимали коммунальные кинотеатры всерьез. Ситуацию удалось переломить два года назад, когда «Жовтень» после реконструкции получил современное оборудование. Старались не отставать и другие кинотеатры.

«За последние два года нам закупили лазерный проектор, утеплили залы. Мы обновили кресла. Это - фантастика, честно говоря, тем более, что деньги выделяет город. Обновляются и другие кинотеатры. Сейчас у нас нет проблем с «первым экраном». В «Киевской Руси» - тоже коммунальный кинотеатр — идут даже не премьерные, а допремьерные показы. «Бывает, конечно, что в зал приходит 2−3 человека, но в целом мы рентабельны», — заявила Realist'y директор кинотеатра «Лейпциг» Елена Алексанова.

Неравномерное развитие

В то же время, по мнению директора кинотеатра «Жовтень» Людмилы Горделадзе, кинотеатры для развития нуждаются в более значительнойподдержке — она могла бы быть не обязательно городских властей. «Существуют фонды ЕС, которые поддерживают „старые кинотеатры“. Например Eurimage (European Cinema Support Fund) предоставляет финансирование в рамках проекта от 7 до 700 тысяч евро. И речь не только о кинотеатрах, это может быть запуск нового фильма. Украина собирается вступить в Eurimage еще сначала 2000-х. Раньше у чиновников была отговорка: „нет денег“ для уплаты членских взносов (это — порядка 300 тыс. евро). Но сейчас на питчигах выделяются гораздо суммы больше, то есть это весьма сомнительный аргумент», — говорит Горделадзе.

Причина промедления, по ее мнению, — непрозрачность украинского кинобизнесса. Европейцы весьма дотошны: они требуют сметы. Только далеко не все украинские проекты готовы их предоставить. Им проще не вступать, чтобы не было лишних контролеров.

«В целом ситуация с прокатом в Украине критическая. На такую большую страну всего 400 залов. Следовательно, и пространства для украинского кино тоже мало. Для сравнения в Германии, Франции до 5 тысяч залов.

Не смотря на печальную статистику, представители частных кинотеатров оптимистично смотрят на перспективы своего бизнеса: им удалось отстоять свои интересы.

«Нам удалось убедить чиновников в том, что кинотеатры нуждаются в поддержке. С 2018 по 2023 год мы освобождены от уплаты НДС с продажи билетов. Это — серьезная поддержка. За время, пока будут действовать льготы, мы ожидаем появления 50 новых кинотеатров. «Так что, не смотря на закрытие отдельных залов, наш бизнес развивается», — говорит Зюнкина.

Если в крупных городах количество кинотеатров увеличивается, то в глубинке ситуация критическая. Большинство советских залов стоят заброшенные. В лучшем случае, в городках работают так называемые «Кинобары» — относительно небольшой проектор с залом на 10−15 человек.

Кинопрокат — очень затратный бизнес. Строительство одного зала обходится в 400 тыс. долл. Но строить один зал не рентабельно — необходимо хотя бы 3−4, на что требуются сразу огромные вложения. Окупается кинотеатр в течении 7−8 лет. И только он окупился, уже необходимо менять оборудование, потому что произошла очередная техническая революция. То есть вкладывать — и вкладывать.

«В населенных пунктах до 200 тысяч человек заниматься этим просто нерентабельно. Для того чтобы сеть кинотеатров росла, необходима поддержка государства, в частности, льготное кредитования. При нашем участии былиразработаны соответствующие законопроекты, но пока они — в «подвешенном состоянии», — говорит Зюнкина.

Время кино

По словам кинопрокатчиков, если государство будет медлить и дальше, то стоит ожидать возрождения советской традиции «передвижных кинотеатров» для демонстрации нового украинского кино. Впрочем, некоторый запас времени у государства еще есть. В нашей стране кинопрокат как индустрия пока лишь зарождается. Отечественных киноновинок не хватает и для стационарных кинотеатров. «Существует квота в 15% экранного времени на украинские фильмы, но ее трудно выполнить, потому что не выпускается достаточного количества фильмов», — комментирует Realist'y директор столичного кинотеатра «Синема — Сити» Тина Еременко.

В среднем в год выходит до 30 киноновинок. Этого недостаточно для украинского ранка. Впрочем даже при титанических усилиях и денежных вливаниях Минкульта, Украине, по мнению экспертов, вряд ли удаться выйти на европейский уровень проката. Все дело в «среднем чеке» и в целом «активности рынка».

По данным дистрибьютерской компании Warner Bros, в среднем в Украине на одного человека приходится 0,6 походов в кинотеатр в год. В Европе — 3−5 походов.

«Европейцам не нужно выбирать, на что потратить деньги. И первое, что нужно для развития кинопроката в Украине, поднять экономику в целом, чтобы у людей увеличился доход. Второе, необходимо вкладывать не только в создание фильмов, но и в развитие украинского кино как бренда. Тогда люди начнут сначала интересоваться мейнстримом, новинками. А потом придет интерес и к авторским фильмам», — заявил в разговоре с Realist'oм директор компании «Киномания» Робин Грбич.

И лишь тогда, считают эксперт, и придет время таких залов как столичная «Кинопонорама». Сейчас этот кинотеатр, хотя и безнадёжно устарел в техническом плане, но по части афиши опередил свое время, сделав ставку на авторское украинское кино.

Стоит ли киевлянам рассчитывать на открытие пляжного сезона – ответ КГГА
23 апреля 2024
В ОВА рассказали о последствиях попадания ракеты рф по телебашне в Харькове
23 апреля 2024
рф ударила по объекту телевизионной инфраструктуры в Харькове
22 апреля 2024
В Киеве отремонтируют тоннель между двумя станциями метро – будут ли ограничения в движении
22 апреля 2024
Швеция рассматривает вероятность передачи Украине системе ПВО Patriot
22 апреля 2024
Норвегия пообещала профинансировать Украину дополнительными 6,4 млн долларов
22 апреля 2024
Польские фермеры разблокировали один из КПП на границе с Украиной
22 апреля 2024
Украина может получить систему ПВО малой дальности от Латвии
22 апреля 2024