realist
Fontaliza: к нам пришел новый гитарист и мы стали писать песни на украинском языке
Группа Fontaliza, переехавшая из Горловки в Киев, работает над четвертым студийным альбомом. Многие помнят музыкантов по выступлению на НСК «Олимпийский» в 2014 году, где они разогревали публику перед выходом «Океана Ельзи» – уже тогда слушатели заметили потенциал Fontaliza. В 2018 году группа вернулась с новым участником коллектива и напомнила о себе украиноязычным синглом.

Realist встретился с братьями Пашей и Юрой Холошевыми (фронтменом и гитаристом группы), чтобы поговорить об их новой, переосмысленной музыке. Музыканты поделились историей о самом странном выступлении, рассказали, кого они добавляют в свой плейлист и почему меняют подход к созданию песен.
Юра и Паша Холошевы
– У вас вышел новый клип, для съемок которого Паша прошел курсы актерского мастерства. Расскажите о своей работе над ним.

Паша: Мы записали сингл к новому альбому и сняли к нему видео. Эта песня называется «Повільний рок-н-рол».

Клип был снят двумя кадрами. Сложность состояла в том, что если кто-то на съемочной площадке ошибается, нужно все снимать заново. Например, такое происходило со мной «Паша, опять не та эмоция, ну что такое». В сценарии был момент, когда главная героиня дает мне пощечину. И так как дублей было много, пощечин тоже было немало, так что я был заинтересован в том, чтобы сыграть правильно.

Чтобы получилось снять клип, мы ходили на репетиции с танцевальной командой, хорошо взаимодействовали с ними. У меня были блиц-курсы актерского мастерства прямо на съемочной площадке.
– О чем песня «Повільний рок-н-рол»?

Паша: Мы хотели сделать композицию в несвойственном для нас ритме. Потому что мы привыкли постоянно куда-то лететь, в музыке раньше была стена рычащих гитар. А в новом треке мы немного сбавили обороты и сменили точку качания. Все остальное уже нанизывалось как разноцветный бисер.

«Повільний рок-н-рол» дает понимание нового альбома. Мы научились более обдуманно подходить к созданию аранжировки, раньше это было очень стихийно. Нам нравится то, что сейчас получается.
«С момента выхода прошлого альбома у нас произошло творческое «обескровливание» группы. Наверное, это случается со всеми – это такой сигнал, говорящий о том, что нужно что-то менять. Поэтому мы взяли в группу еще одного гитариста – моего младшего брата Юру»
– Как долго писали новый альбом?

Паша: Новый материал сейчас в демозаписи, мы определяемся с концепцией альбома и тем, как его стоит преподнести. Выход альбома запланировали примерно к сентябрю.

– Как участники группы изменились за последнее время, чувствуете, что вы взрослеете в музыкальном плане?

Паша: С момента выхода прошлого альбома у нас произошло творческое «обескровливание» группы. Наверное, это случается со всеми – это такой сигнал, говорящий о том, что нужно что-то менять. Поэтому мы взяли в группу еще одного гитариста – моего младшего брата Юру. Наконец-то он с нами.

– Юра, где ты был до этого?

Паша: Да он просто хейтил все, что я делал.

Юра: Создавал левые аккаунты и писал плохие комментарии (смеется).

Паша: Проблема в том, что он всегда говорил мне правду о музыке, и мне было тяжело его слушать. Поэтому с приходом нового гитариста в группу, как мне кажется, наше звучание стало свежее. Наконец-то мы нашли вдохновение, потому что долгое время мы внутри группы бились о стену непонимания, не могли за что-то ухватиться.
– Юра, ты монтировал лирик-видео для Fontaliza. Это тоже часть твоего нового видения?

Юра: Мы записали трек «Повільний рок-н-рол» и была задача снять для него видеоряд. Без этого вряд ли кто-то будет слушать песню до конца. Идея для лирик-видео появилась, когда я однажды вечером зашел в подъезд, а там мигала лампочка. Когда она тухла, пропадали надписи на стене. Мне это понравилось.

Паша: На одном из альбомов у нас уже был изображен осветительный элемент. Поэтому была идея связать это в концепцию.

– В прошлом году вы выступали на Atlas Weekend. Какие планы на летние фестивали в этом году?

Юра: Я в прошлом году был еще на бэкстейдже.

Паша: Помнишь Atlas Weekend?

Юра: Ну да.

Паша: Значит, ты там не был (смеется). А по поводу этого лета – мы уже анонсировали свое участие на фестивале «Файне Місто». Остальные планы мы пока не можем разглашать.
– Каких хедлайнеров на фестивалях ждете вы?

Юра: Я жду Arctic Monkeys, Queens of the Stone Age, но они вряд ли к нам приедут. Я бы еще назвал King Gizzard & the Lizard Wizard – эта группа выпустила пять альбомов за последний год и сейчас уже решила отдохнуть.

Паша: Я Виктора Павлика жду.

Юра: Его ждать не надо, он всегда где-то играет.

– А в плейлисте кто у вас?

Паша: Я бы назвал Nothing but Thieves – суперкоманда. Причем ребята вдохновляются той музыкой, которая нравится нам. Те же King Gizzard & the Lizard Wizard.

Юра: Из последнего The Lemon Twigs – это группа молодая, они, кстати, будут разогревать Arctic Monkeys в туре.
– После вступления в силу законопроекта о квотах украиноязычных песен на радио каждый третий трек звучит на украинском. Это повлияло на вас?

Паша: Конечно. Мы достигли того момента, когда на предыдущем англоязычном альбоме мы выплеснули все свои эмоции, сделали максималистские аранжировки и захотели попробовать что-то новое на понятном для всех языке – украинском. Приятно, что после этого мы стали получать больше фидбека. Я это понимаю, слушателю интереснее, когда он знает, о чем идет речь в песне.

Все равно у нас будут треки на английском, но сейчас хочется попробовать немного другое.

– Вам не кажется, что на этой волне многие исполнители подстраиваются под формат, меняют свою музыку и пытаются попасть в ротацию?

Паша: Если у тебя треки по 10 минут, и ты играешь в суперконцептуальной группе, зачем тебе на радио? Есть много других способов продвижения музыки, например, интернет. Вопрос в другом – будет ли твоя идея интересной.

Юра: Технологии позволяют давать волю своей фантазии.

– Ощутили на себе, что музыкантам теперь не всегда нужны студии звукозаписи, музыку можно писать, сидя дома?

Паша: Как раз так мы и записали последний трек. Обычно студии звукозаписи – это очень емко, громоздко. Туда нужно тянуть кучу оборудования, делать это по расписанию. Если не вложился во время, тебя подгоняют. Там творчество отходит на второй план.

А когда ты сидишь дома или на репетиционной базе, не ограничен во времени, ты расслаблен и готов экспериментировать. Это самое важное.
– Какая критика для вас самая обидная?

Юра: Мне кажется, у нас с братом сейчас одинаковое мнение по этому поводу. Задевает отсутствие какой-либо критики.

Паша: Раньше мы замечали проблему – нас долгое время игнорили. Были лайки под видео, но другой реакции не было. Я даже со своего второго аккаунта ставил дизлайки, чтобы как-то разнообразить реакцию.

Юра: Кстати, я вспомнил один комментарий на сайте, который зацепил меня: «Бездарная песня, ни о чем, снят копеечный клип». Там не было никакой конструктивной критики, так можно сказать обо всем.

Паша: Но это тебя зацепило. Главное — вызвать эмоцию. А от безразличия плаваешь где-то в нейтральных водах – это самое опасное.

– Можете вспомнить свое самое странное выступление?

Паша: Странное выступление было в Запорожье. Мы играли на Nirvana кавер-пати, и я подготовил сценический наряд – надел старое платье, которое нашел где-то у мамы в шкафу, и корону. Это была отсылка на одно из выступлений Курта Кобейна.

За 5 минут до выступления я смотрю в зал – туда начинают заходить зрители, а вместе с ними молодчики спортивной внешности с битами в руках. Думаю: блин, что сейчас произойдет, как выйти в этом наряде на сцену?

Но ничего, мы сыграли буквально три трека, все наладилось. Я ожидал совсем другого исхода. Все биты оставили на входе, а вечер закончился хорошо – медленным танцем под «Арию».
– Что вас разочаровывает в музыке?

Паша: В принципе ничего. Нет смысла разочаровываться или обижаться, это твоя проблема, если ты не смог сделать правильную гармонию или аранжировку песни.

Юра: Меня расстраивает мнение, что гитара как инструмент себя изжила, что можно все сделать на синтезаторе, добившись любого звука. Многие сейчас считают себя музыкантами, грамотно составляя плейлисты и переключая треки на ноутбуке.

– Какие у группы цели на будущее?

Паша: Мы хотим собрать стадион.

Юра: Вернуться на НСК «Олимпийский», но не в роли группы на разогреве, а в качестве основных музыкантов.

Паша: Когда-то давно мы с братом услышали песню «Club Foot» группы Kasabian в фильме «Гол». И я не знал, что это за песня, кто ее исполняет. Это так захватило нас, трек по-своему изменил отношение к музыке. После него внутри было счастье.

Юра: Тогда еще не было Shazam, и я неделю думал, где найти этот трек. Включал фильм на определенном моменте, чтобы послушать песню.

Паша: Это не просто прикольный трек, а песня, которая не дает тебе покоя. Вот мы и хотим записать песню, вызывающую похожие эмоции.

– Возможно ли это в огромном потоке музыки, который сейчас появился благодаря интернету?

Паша: Возросло количество информации, но также изменились способы ее создания. Поэтому, в принципе, ничего не изменилось.

Юра: Если будет сама цель сделать что-то выдающееся, у тебя ничего не получится. Просто ты должен делать то, что воодушевляет тебя самого.

Беседовала: Анастасия Сохач
Фото: Маша Шанго
Made on
Tilda