История

“Игра престолов” в истории Европы: откуда Джордж Мартин взял сюжеты популярного фэнтези

20 ноября 2018 | 16:35

«Игра престолов» самый успешный сериал в истории канала HBO. За 7 лет своего существования он вывел жанр фэнтези на новую ступень популярности, получил 47 наград «Эмми» (телевизионный эквивалент «Оскара») и собрал армию фанатов, которой под силу разгромить войско Короля Ночи: один только 7 сезон официально посмотрели 16 млн человек.

История, придуманная американским писателем Джорджем Мартином, настолько захватила умы читателей, что во многих университетах мира появились курсы по «Игре престолов». Их ввели такие гиганты, как Гарвардский университет, Калифорнийский университет в Беркли и Университет Британской Колумбии в Канаде.

Украина тоже не осталась в стороне от исследований эпичного фэнтези. В рамках научно-популярного фестиваля LEGIO Historica III, организованного факультетом истории КНУ им. Тараса Шевченко, доцент Юрий Латыш рассказал об историческом контексте «Игры престолов». Realist посетил лекцию и вынес из нее самое интересное.

Почему жанр фэнтези стал таким популярным

Историческое развитие имеет определенные циклы, которые влияют и на интересы общества. 50 лет назад читатели восторгались научной фантастикой, которая рисовала картины будущего, а наше поколение охотнее читает о прошлом. Сам Джордж Мартин объясняет это «потерей веры в будущее».

«В 50-е годы, когда я был ребенком, мы не могли дождаться будущего. Оно должно было стать чудесным, а мир — справедливым. Результаты опросов показывали, что наши дети будут жить лучше, чем мы, а внуки еще лучше. Эта вера исчезла. Участники поточных опросов считают, что их дети будут жить хуже, а внукам придется совсем несладко. И я боюсь, что это так, — цитирует Джорджа Мартина украинский историк. — Космическую программу основу всей научной фантастики забросили. В 50-х я мечтал увидеть, как человек будет ходить по Луне. И я это увидел. Но я и представить не мог, что люди перестанут летать на Луну. Как так вышло? Это политика. Мы отказались от фантастической мечты, на которой выросли».

Популярность фэнтези Джордж Мартин объясняет отсутствием веры в будущее
Популярность фэнтези Джордж Мартин объясняет отсутствием веры в будущее

Почему исторической науке интересна «Игра престолов»

«Игра престолов» — это хроника, которая рассказывает о событиях реальных исторических эпох в фантастическом мире. Если убрать некоторых персонажей, выйдет вполне правдивая история, написанная со здоровым скепсисом и без лишних украшений.

Мартин показывает выдуманный мир, где находятся несколько континентов. Один из них — Вестерос, и его прототип несложно идентифицировать.

Вестерос в «Игре престолов» поделен на 7 королевств, во главе которых когда-то стояли независимые короли, а теперь правят лорды вассалы единого правителя. Перед нами — Англия периода Гептархии (VI-IX века), когда на Британских островах сформировалось 7 государств: Уэссекс, Суссекс, Эссекс, Кент, Восточная Англия, Нортумбрия и Мерсия. Эта эпоха завершается в 1066 году Нормандским завоеванием, когда герцог Вильгельм переплывает через Ла Манш (Узкое море в мире Мартина), высаживается в Англии и становится ее единым правителем.

Эти события предшествуют началу сериала, когда Эйгон Таргариен на трех драконах и вместе с войском высаживается в районе современной столицы Вестероса, разбивает врагов, но оставляет их при власти. Вильгельм I Завоеватель сделал так же. Он принял присягу всех английских танов и был коронован английским епископом Кентерберийским. Так же и власть Эйгона Таргариена была освящена главой церкви Вестероса Верховным септоном.

Карта мира Джорджа Мартина. Континенты Вестерос, Эссос и Соториос
Карта мира Джорджа Мартина. Континенты Вестерос, Эссос и Соториос

И в реальной истории, и в «Игре престолов» мы видим создание компромиссной модели монархии. Местной власти достаточно было преклонить колено, и она интегрировалась.

Дальше происходит восстание: преклонившие колено были этим недовольны. В средневековой Англии восстание поднял представитель старой династии Эдгар Этелинг (возможно, один из потомков киевской династии Рюриковичей), а в истории Вестероса военный орден Святого Воинства.

В 1069 году Вильгельм совершил знаменитую кампанию «Опустошение Севера», во время которой большая часть северных британских земель (аналог Речных земель Риверран в мире Мартина) была разорена. Эйгон поступает так же, сжигая драконьим пламенем Харренхолл — самый большой замок Речных земель.

С Шотландией Вильгельм Завоеватель быстро заключил мир, и Эйгон Таргариен так же быстро договорился с королем Севера Торрхеном Старком.

Прототипом Эйгона Таргариена стал Вильгельм Завоеватель
Прототипом Эйгона Таргариена стал Вильгельм Завоеватель

Судьба Вильгельма обыгрывается у Мартина и дальше, через его потомка Вильгельма II. Он поехал на охоту, где-то ли был убит оленем, то ли был застрелен из лука. А мы знаем, что следующий король Вестероса, Роберт Баратеон, был убит на охоте кабаном (хотя все уверены, что его убила жена Серсея).

Необычный климат «Игры престолов»

В мире «Игры престолов» лето и зима сменяют друг друга неожиданно, могут длиться бесконечное количество лет и никто не может предсказать, когда это произойдет. Писатель объясняет, что всему виной магия, но он может не раскрывать нам своего замысла.

В сериале мы видим, как долгое лето (10 лет) сменяется осенью, и в седьмом сезоне наконец-то наступает зима. Мартин не описывает, каким образом в Вестеросе хранят продуктовые запасы, и в этом есть элемент авторского недомыслия, т.к. хранить зерно по технологии Средневековья очень сложно.

Несомненно, Мартин блестяще знает историю Средневековья, но пишет он и про наше время. Сезоны в его мире сменяют друг друга раз в 7−10 лет. 7−10 лет это цикл Карла Маркса, цикл кризиса капиталистической экономики. Каждые 7−10 лет приходит «зима», начинается мировой экономический спад, который может обернуться долгой ночью.

Долгая зима в мире "Игры престолов" может быть метафорой экономического спада
Долгая зима в мире "Игры престолов" может быть метафорой экономического спада

Политика и экономика Вестероса

Мир «Игры престолов» можно сравнить с европейским Средневековьем поздним, но ограниченным XIV веком, т.к. в нем нет огнестрельного оружия. Вестерос находится на стадии феодальной раздробленности, а созданию централизованного государства мешает отсутствие нормальных путей сообщения (проблема, которая «съела» Киевскую Русь) и чиновничьего аппарата. Королевская власть контролирует личные владения, а другими землями управляют вассалы. Каждый них в своих землях служит за короля, достаточно независим и может воевать с соседями.

Другой интересный аспект финансовая система региона. Страна живет натуральным хозяйством, товарный рынок не развит, и предпосылок для международной торговли нет. Экономика Вестероса подорвана, поскольку страна полностью зависит от внешнего долга. Это не характерные для Средневековья современные реалии, которые Мартин ввел в фэнтези-мир.

За Узким морем стоит вольный город Браавос, осколок бывшей Валирийской империи. Он мог бы быть Венецией или Генуей — обломками Великого Рима. В этом городе есть чудесное учреждение, абсолютно независимое от государства. Железный банк всегда возвращает долги, и весь секрет нынешней экономики Вестероса займы у Железного банка.

Правители Вестероса занимаются тем, что берут кредиты, и никому об этом не говорят. Все думаю, что благосостояние обеспечивают золотые шахты правящей семьи Ланнистеров, и на Западе идет активная добыча золота. На самом деле все золото взято в долг. Мартин прозрачно намекает на современные государства, которые попали в долговую зависимость.

Греческий экономист и бывший министр финансов Янис Варуфакис называет США «глобальным минотавром», который всех держит в должниках. Железный банк Браавоса тоже глобальный минотавр, который пришел в мир «Игры престолов» явно не из эпохи Средневековья.

Вестерос существует исключительно за счет займов у Железного банка Браавоса
Вестерос существует исключительно за счет займов у Железного банка Браавоса

Революции в «Игре престолов»

Революционные процессы в мире Мартина тоже не вписываются в каноны Средневековья. Две явные аллюзии восстание Роберта Баратеона и захват власти в Заливе Работорговцев Дейенерис Таргариен.

Первая революция это бунт знати против короля, восстание и свержение монарха. Но с точки зрения Мартина она неудачна.

Результатом прихода Роберта Баратеона ко власти фактически является олигархическое правление. Революция изменила человека на троне, но не принесла прогресса. Король спился и морально деградировал, а его сановники загнали страну в долговую кабалу.

Революция Роберта Баратеона не принесла Весторосу прогресса
Революция Роберта Баратеона не принесла Весторосу прогресса

Конец истории война всех со всеми. Здесь мы видим аллюзию на Войну Алой и Белой розы в Британии. Это абсолютно очевидная параллель, и даже гербы английской знати совпадают с гербами некоторых домов Вестероса.

Революция Дейенерис тоже закончилась печально, хотя фильм показал нам приукрашенный результат. Дейенерис со своим войском захватывает регион, где царит рабовладельческий строй, и освобождает рабов. Это трагедия революции, опередившей свое время трагедия Ирака, Афганистана и, в определенной мере, Сирии.

Рабство в Заливе запрещено, но вместо ожидаемого процветания в стране происходит гражданская война. Вчерашние рабы не хотят свободы. Они хотят владеть рабами, которые вчера были их хозяевами. Ни одна власть, созданная в этих городах, не удерживается без оккупационного войска Дейенерис и ее драконов. С их уходом начинаются междоусобные войны, и старые господа быстро возвращаются к власти.

Идеи, которые Дейенерис принесла в Залив Работорговцев, на несколько веков опережают объективное историческое развитие региона. В книге последствия революции очень трагические полный коллапс, война и развал экономики.

Идеи Дейенерис Таргариен опередили историческое развитие Залива Работорговцев
Идеи Дейенерис Таргариен опередили историческое развитие Залива Работорговцев

«Игра престолов» и украинский след

Любопытная историческая аллюзия скрыта в событиях, ставших причиной восстания Роберта Баратеона против короля Эйриса Таргариена. Это события связаны с женщиной похищение и якобы изнасилование Лианны Старк женатым сыном правящего короля.

Этот маленький эпизод можно привязать к нашей истории 1329 — 1330 годов. События связаны с будущим королем Польши Казимиром Великим, который вскоре захватит Львов и прекратит существование Галицко-Волынского княжества.

Казимиру было 20 лет, когда он приехал в гости к своей сестры королеве Венгрии, которая с мужем Карлом Робертом жила в городе Вышеграде. С этим визитом связаны приблизительно такие же события, какие завязали сюжет «Игры престолов». Казимир очень любил женщин и был женат на дочери князя Гедимина Алдоне. Это не останавливало его от новых подвигов. В Вышеграде у него что-то произошло с дочерью местного вельможи Фелициана, и семья девушки обвинила его в изнасиловании. Казимир уехал, а отец и брат девушки прибыли в замок Карла Роберта за разъяснениями. Диалог не вышел: Карл Роберт был ранен, его жене отрубили четыре пальца, а нападающих казнили (отца расчленили, а сына привязали к лошади и пустили по полю). То же самое произошло с родными Лианны Старк: отца медленно сожгли на драконьем огне, а брат задушился, пытаясь дотянуться до меча с петлей на шее.

Польского короля Казимира Великого также обвиняли в похищении и изнасиловании дочери вельможи
Польского короля Казимира Великого также обвиняли в похищении и изнасиловании дочери вельможи

Все в мире Мартина имеет исторические аллюзии, и в одном эпизоде их может быть несколько. Некоторые сравнивают похищение Лианны Старк с историей Секста Тарквиния и Лукреции, когда изнасилование принцем знатной римлянки завершилось свержением монархии.

Религии в мире «Игры престолов»

Джордж Мартин — не религиозный человек, и в его произведениях чувствуется едкая пародия на церковь и религиозные культы. Первое, что не соответствует Средневековью удивительная религиозная толерантность. Разные религии существуют параллельно, и хотя друг друга не любят, попыток религиозных войн фактически не предпринимают.

В Вестеросе три основных культа: вера в Старых Богов (идолопоклонничество), доминирующий Культ Семи (явная аллюзия на христианство, ведь «Семь — это Один») и вера в Красного Бога (аллюзия на зороастризм).

Мартин не сочувствует религии и показывает, что доминирующая церковь заражена развратом и коррупцией. Есть в ней и радикализованные движения, т.н. Воробьи. Прототипом их лидера Его Воробейшества является Франциск Ассизский, основатель нищенствующего ордена францисканцев. Его Воробейшество тоже носит рубище и ходит босым. Так же, как и святой Франциск, в юности он жил вольготно и любил вино, но вскоре сменил образ жизни и «обвенчался с бедностью».

Его Воробейшество - едкая карикатура на святого Франциска Ассизского
Его Воробейшество - едкая карикатура на святого Франциска Ассизского

Чего не хватает «Игре престолов»

Единственный существенный недостаток мира Мартина, который лишает его реалистичности отсутствие развития. В нем ощущается большой недостаток науки: университетов нет, а без них нет и прогресса. В Вестеросе есть мейстеры аллюзия на средневековых ученых. Но «университет» в «Игре престолов» один, тогда как в средневековой Европе они начали появляться с X века, и к XIV веку существовали во многих городах.

В мире «Игры престолов» мы не видим появления свободных средневековых городов, Магдебургского права и городского самоуправления. Он не знает прогресса и не меняется тысячелетиями.

Вестеросу не развивается из-за отсутствия университетов
Вестеросу не развивается из-за отсутствия университетов

Выходит, что «Игру престолов» неправдоподобной делают не магия и фантастические существа, а длительное отсутствие развития. Но Джорджа Мартина нельзя упрекнуть в отсутствии логики или плохом знании истории, и если мир не меняется, значит его обитатели еще не решили важную проблему, которая стоит на пути прогресса. Удастся ил им это сделать? Об этом мы узнаем в апреле 2019 года, когда стартует 8-й сезон сериала.

Читайте также: «Они не состарятся»: как режиссер «Властелина колец» восстановил хронику Первой мировой войны