Кино

Коррупция в полиции и законы революции: о чем снимают кино во Франции

03 февраля 2019 | 09:41

Фестиваль «Вечера французского кино» уже 14 лет привлекает украинских зрителей громкими кинопремьерами с участием именитых актеров. Интересны они не только жанровым и сюжетным разнообразием, но и возможностью увидеть, как во Франции снимают кино за деньги, значительно уступающие голливудским бюджетам. Как правило, французы отказываются от масштабных сцен в угоду хорошо прописанному сценарию и талантливым актерам. Особенно удачным такое решение становится при создании исторической драмы — жанра, набирающего популярность в Украине, но хромающего на обе ноги из-за попыток подражать Голливуду. Не подводит оно и в менее эпическом кино — комедиях и мелодрамах.

Комедия «Что-то не так с тобой»

Открыла «Вечера» комедия Пьера Сальвадори «Что-то не так с тобой» (En Liberte!), в 2018 году получившая награду Консорциума писателей и композиторов на Каннском кинофестивале. Качество и количество юмора в фильме могли бы посоревноваться с такими известными картинами, как «1+1», «Амели» и «Такси», но помимо хороших шуток он интересен небанальной романтической линией и серьезными проблемами, лежащими в основе абсурдных ситуаций.

Каждый вечер вдова погибшего при исполнении служебных обязанностей комиссара полиции Ивонн (Адель Энель) рассказывает маленькому сыну Тео истории о героических приключениях отца. Сама она, занятая в отделении бумажной работой, страдает от депрессии и отсутствия активной деятельности. Все меняется, когда во время обычного допроса Ивонн узнает, что ее муж провернул циничную страховую аферу, сфабриковав дело об ограблении ювелирного магазина, и на 8 лет отправил в тюрьму невинного человека по имени Антуан (Пио Мармая). Срок пострадавшего подходит к концу, и Ивонн, снедаемая чувством вины, решается опекать мужчину.

Проведенные за решеткой годы глубоко травмируют Антуана. «Лучше быть ублюдком, чем жертвой», — решает он, полагая, что украденная юность дает ему право нанести ущерб обществу. Преданная жена Антуана Агнес (Одри Тоту) пытается компенсировать его взрывное поведение, а Ивонн сначала тайно, а затем напрямую вмешивается в его жизнь, ограждая от нового срока.

Не зная о том, что Ивонн — полицейская, Антуан становится ею одержимым. Чтобы предотвратить катастрофу, героине приходится идти на сделку с совестью, рискуя карьерой и теплыми отношениями с другом семьи Луи (Дамьен Боннар).

Полнокровности фильму придают хорошо знакомые европейцам реалии — страх радикального исламизма, чудачества молодых политиков левого толка и легкомысленная беспечность, присущая благополучным обитателям Лазурного берега. Но череда безумных, фарсовых ситуаций неумолимо движется к концу, и хаос получает очаровательную и забавную развязку.

Драма «Один король — одна Франция»

«Один король — одна Франция» — правильное историческое кино. В нем нет главных героев, но есть яркие персонажи, представляющие различные слои общества времен Великой французской революции (от взятия Бастилии до казни короля Людовика XVI). В этом плане фильм на 100% выполняет свои образовательные функции, не претендуя на масштабы «Дюнкерка» Кристофера Нолана или «Темных времен» Джо Райта.

По голливудским меркам бюджет в 16.9 млн евро — небольшая сумма, потому режиссер Пьер Шоллер сделал ставку на сильный актерский состав, задействовав таких звезд, как Луи Гаррель, Гаспар Ульель и Адель Энель. Это компенсировало некоторую камерность экстерьеров и театральность постановки. Зритель воспринимает сюжет как ожившие картинки исторических книг, а выразительная игра актеров вызывает эмоциональное вовлечение и сопереживание.

Французские протестные движения известны своей сплоченностью и результативностью, и фильм «Один король — одна Франция» иллюстрирует, как они зарождались, как общество осознавало свои гражданские права и необходимость их отстаивать.

Особенно интересной стала сцена суда над Людовиком XVI, единогласно признанного Ковентом «виновным в злоумышлении против свободы нации и общей безопасности государства». Каждый из 721 депутата высказался с трибуны о своем видении его наказания, и 387 проголосовали за смертную казнь. Четыре дня спустя король был приведен на эшафот и обезглавлен на площади Революции.

Короткие, но эмоциональные выступления депутатов показывают их ответственность за исторические решения и глубину моральной дилеммы — пожертвовать существующим строем во имя требований народа.

Революция далась французом тяжело, с большими потерями и бескомпромиссной, порою вынужденной жестокостью. Но обретенная республика стала для них символом силы сопротивления, которая до сих пор вынуждает политиков быть осторожными и сговорчивыми.

Украинские режиссеры раз за разом пытаются снимать исторические фильмы по голливудскому образцу. С одной стороны, можно понять их стремление сделать историю масштабной, громкой и обсуждаемой. С другой, для этого у нас зачастую не хватает финансирования и сильных актеров. В итоге зрители получают фильмы, недостатки которых просматриваются на самых разных уровнях, от сценария до работы стилиста и гримера.

7 февраля в Украине состоится премьера исторического экшена «Круты 1918». Несмотря на обилие рекламы, уже в трейлеры видны шероховатости, которые будут докучать во время просмотра: неестественные, топорные диалоги и слабая компьютерная графика. Остается лишь гадать, каким должен (и мог бы) стать по-настоящему хороший фильм о важнейших событиях нашей национальной истории.